Подготовка бизнеса к продаже

Конфиденциально

Организация сделок купли-продажи компаний с годовой выручкой от 300 млн. руб.

Без рекламы

Оперативная консультация по вопросу продажи вашей компании

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подготовка крупного бизнеса к продаже

Подготовка бизнеса к продаже – это набор необходимых действий, которые сделают возможным проведение переговоров с потенциальными покупателями и совершение сделки.
Содержание процедуры подготовки зависит от масштаба бизнеса. Для компаний с годовой выручкой от 100 млн. руб. в год процесс подготовки бизнеса к продаже состоит из двух этапов.

Как подготовить бизнес к продаже?

Первый этап – это проведение экспертизы бизнеса как предмета продажи.
Экспертиза бизнеса как предмета продажи – это анализ информации о компании профессиональным специалистом – бизнеса-брокером и предоставление заказчику в письменном виде отчета, содержащем ответы на следующие вопросы:
  • Может ли бизнес быть продан в его текущем виде и состоянии?
  • Какие действия организационного, юридического, иного характера возможно предпринять для повышения ликвидности компании и ее стоимости?
  • Какова рыночная стоимость компании?
  • Какие конкретно компании могут быть потенциальными покупателями?

Можно ли продать бизнес?

Перечислим важнейшие параметры, влияющие на возможность продажи:
  • Финансовые показатели и их динамика. Убыточные компании в традиционных отраслях как правило низко ликвидны.
  • Структура бизнеса. Наличие различных видов деятельности в рамках одного юридического лица может делать компанию непродаваемой. Необходимо разделять компанию на самостоятельные бизнес-единицы и продавать их по отдельности.
  • Оформленность прав на используемые объекты недвижимости в собственности.
  • Сроки договоров аренды помещений. В ряде случаев бизнес становится ликвидным только в случае заключения долгосрочного договора аренды помещения.
  • Степень диверсификации выручки по покупателям или заказчикам (для компаний на рынках b2b). Компании с моноклиентами или монозаказчиками могут быть низко ликвидны.
  • Степень участия владельца или владельцев. Если бизнес очень зависит от владельца, то имеет смысл заранее оговаривать формы его участия в деятельности компании после сделки.
  • Состояние официального бухгалтерского баланса с точки зрения соответствия фактического значения тех или иных значений активов или обязательств реальным значениям.
  • Налоговые риски. Если история юридического лица содержит серьезные налоговые риски, то скорее всего такое юридическое лицо не может быть предметом продажи.

Какие действия организационного, юридического, иного характера возможно предпринять для повышения ликвидности компании и ее стоимости?

Перечислим возможные рекомендации:
  • Перевод деятельности и активов на новое юридическое лицо, и его последующая продажа.
  • Разделение единой компании на несколько отдельных бизнес-единиц, каждая из которых продается по отдельности.
  • Разделение бизнеса и недвижимости. Предоставление покупателю возможности покупки только бизнеса без недвижимости, с ее последующей арендой.
  • Регистрация долгосрочного договора или договоров аренды используемых помещений.
  • Регистрация прав на торговую марку или марки.
  • Выведение из состава предложения непрофильных активов, которые не вносят вклад в финансовые показатели, но удорожают предложение.
  • Обеспечить покупателю гарантии передачи дел за счет продажи не 100%, а доли 70-90% и последующим партнерством в течение оговоренного периода.

Какова рыночная стоимость компании?

Определение рыночной стоимости возможно в двух вариантах:
  • Экпресс-расчеты, на основе методов быстрого определения стоимости бизнеса.
  • Подготовка письменного отчета в соответствие с ФЗ Об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Какие конкретно компании могут быть потенциальными покупателями готового бизнеса?

Профессиональный бизнес-брокер в рамках подготовки бизнеса к продаже анализирует отрасль, в которой работает продаваемый бизнес, а также смежные отрасли для составления перечня потенциальных покупателей бизнеса. Я использую два принципа для отбора компаний: принцип соответствия стратегии вертикальной или горизонтальной интеграции и принцип достаточности финансовых возможностей. Опыт показывает, что для наличия финансовых возможностей для совершения сделки годовая выручка компании-покупателя должна быть в 7 и более раз выше, чем стоимость продаваемого бизнеса.
Второй этап подготовки бизнеса к продаже – подготовка Инвестиционного меморандума.
Инвестиционный меморандум – это специальное описание бизнеса для предоставления потенциальным покупателям.

Пример структуры инвестиционного меморандума производственной компании

  • Основные факты о предложении;
  • Обращение учредителя;
  • Выгоды сделки для потенциального покупателя;
  • Резюме;
  • История компании;
  • Место расположения;
  • Используемые объекты недвижимости;
  • Производственные мощности;
  • Продукция компании;
  • Рынок и конкурентные преимущества;
  • Поставщики;
  • Потребители продукции;
  • Организационная структура;
  • Используемое программное обеспечение (ПО);
  • Финансовые показатели;
  • Возможности для развития.
Приложения:
  • Фотографии;
  • Перечень основных средств;
  • Отчет об оценке стоимости.
Свяжитесь со мной через мессенжер, через заявку обратной связи или по телефону!
Оставьте заявку на сайте или позвоните нам по телефону +7 495 204-2892.
Контакты:
+7 495 204-2892
Москва, Охотный Ряд, 2

Свяжитесь со мной
в WhatsApp или Telegram!