подготовка бизнеса к продаже - как создать условия
для сделки

Конфиденциально

Как повысить привлекательность компании для покупателей?

Без рекламы

Оперативная консультация по вопросу продажи вашей компании

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Как подготовить бизнес к продаже?

Подготовка бизнеса к продаже – это набор необходимых действий, которые сделают возможным проведение переговоров с потенциальными покупателями и совершение сделки.
Содержание процедуры подготовки зависит от масштаба бизнеса. Для компаний с годовой выручкой от 100 млн. руб. процесс подготовки бизнеса к продаже состоит из двух этапов.
Первый этап подготовки бизнеса к продаже – это проведение экспертизы бизнеса как предмета продажи.
Экспертиза бизнеса как предмета продажи – это анализ информации о компании профессиональным специалистом – бизнеса-брокером и предоставление заказчику в письменном виде отчета, содержащем ответы на следующие вопросы:
  • Может ли бизнес быть продан в его текущем виде и состоянии?
  • Какие действия организационного, юридического, иного характера возможно предпринять для повышения ликвидности компании и ее стоимости?
  • Какова рыночная стоимость компании?
  • Какие конкретно компании могут быть потенциальными покупателями?
  • Какие возможны варианты юридической и финансовой схемы сделки и какие налоги с дохода от сделки должен будет заплатить продавец?

Факторы, которые определяют возможность продажи бизнеса:

Перечислим важнейшие параметры, влияющие на возможность продажи:
  • Финансовые показатели и их динамика. Убыточные компании в традиционных отраслях экономики обычно низко ликвидны.
  • Структура бизнеса. Наличие различных видов деятельности в рамках одного юридического лица может делать компанию непродаваемой. Необходимо разделять компанию на самостоятельные бизнес-единицы и продавать их по отдельности.
  • Оформленность прав на используемые объекты недвижимости в собственности.
  • Сроки договоров аренды объектов недвижимости. В ряде случаев бизнес становится ликвидным только при условии заключения долгосрочных договоров аренды.
  • Степень диверсификации выручки по покупателям или заказчикам - для компаний на рынках b2b. Компании с моноклиентами или монозаказчиками могут быть низко ликвидны.
  • Степень участия владельца или владельцев. Если бизнес очень зависит от владельца, то имеет смысл заранее оговаривать формы его участия в деятельности компании после сделки.
  • Состояние официального бухгалтерского баланса на предмет соответствия фактического значений стоимости активов или обязательств.
  • Налоговые риски. Если история юридического лица содержит серьезные налоговые риски, то такое юридическое лицо не будет интересно подавляющему большинству потенциальных покупателей.

Как повысить ликвидность и стоимость бизнеса?

Перечислим возможные рекомендации:
  • Перевод деятельности и активов на новое юридическое лицо, и его последующая продажа.
  • Разделение единой компании на несколько отдельных бизнес-единиц, каждая из которых продается по отдельности.
  • Разделение бизнеса и недвижимости. Предоставление покупателю возможности покупки бизнеса на условиях аренды недвижимости.
  • Регистрация долгосрочного договора или договоров аренды используемых помещений.
  • Регистрация прав на торговую марку или марки.
  • Выведение из состава предложения непрофильных активов, которые не вносят вклад в финансовые показатели, но удорожают предложение.
  • Обеспечить покупателю гарантии передачи дел за счет продажи не 100%, а доли 70-90% и последующим партнерством в течение оговоренного периода.
Продать компанию конфиденциально
Так видит конфиденциальные переговоры по продаже бизнеса нейросеть Яндекс GPT4

Какова рыночная стоимость компании?

Определить рыночную стоимость бизнеса можно двумя способами:
  • Экcпресс-расчеты, на основе методов быстрого определения стоимости бизнеса.
  • Подготовка письменного отчета в соответствие с ФЗ Об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Какие конкретно компании могут быть потенциальными покупателями готового бизнеса?

Профессиональный бизнес-брокер в рамках подготовки бизнеса к продаже анализирует отрасль, в которой работает продаваемый бизнес, и смежные отрасли для составления перечня потенциальных покупателей бизнеса. Я использую два принципа для отбора компаний: принцип соответствия стратегии вертикальной или горизонтальной интеграции и принцип достаточности финансовых возможностей. Опыт показывает, что для наличия финансовых возможностей для совершения сделки годовая выручка компании-покупателя должна быть в 7 и более раз выше, чем стоимость продаваемого бизнеса.

Второй этап подготовки бизнеса к продаже – подготовка Инвестиционного меморандума.
Инвестиционный меморандум – это специальное описание бизнеса для предоставления потенциальным покупателям.

Пример структуры инвестиционного меморандума производственной компании

  • Основные факты о предложении;
  • Обращение учредителя;
  • Выгоды сделки для потенциального покупателя;
  • Резюме;
  • История компании;
  • Место расположения;
  • Используемые объекты недвижимости;
  • Производственные мощности;
  • Продукция компании;
  • Рынок и конкурентные преимущества;
  • Поставщики;
  • Потребители продукции;
  • Организационная структура;
  • Используемое программное обеспечение (ПО);
  • Финансовые показатели;
  • Возможности для развития.
Приложения:
  • Фотографии;
  • Перечень основных средств;
  • Отчет об оценке стоимости.

Качественная подготовка бизнеса к продаже - важное условие совершения сделки!

Есть знаменитое выражение "произвести первое впечатление на другого человека можно только один раз". Для переговоров о продаже бизнеса это верно на 100%! Чем лучше Вы готовы к переговорам, тем больше шансов на сделку и наоборот. В лицо Вам никто не скажет по итогам первых переговоров с потенциальным покупателем - "Вы плохо подготовились, Ваше предложение выглядит не очень понятным". Но продолжения переговоров не будет.

Чем крупнее бизнес, чем выше его стоимость, тем большее значение имеет подготовка к продаже. Очень обидно, если число покупателей для вашей компании в России измеряется числом пальцев на одной руке, а Вы плохо подготовились к переговорам и "запороли" реального потенциального покупателя с мотивацией к сделки и необходимыми финансовыми возможностями. Правильная подготовка - важное условие совершения сделки по продаже бизнеса. Я со своей стороны как опытный бизнес брокер готов помочь и подсказать, как подготовить вашу компанию перед началом переговоров с потенциальными покупателями.

С уважением, Владимир Ермолаев

Запишитесь на консультацию и мы обсудим применительно к вашей компании - как подготовить ее к продаже!

Контакты:
+7 495 204-2892
Москва, Охотный Ряд, 2

Свяжитесь со мной
в WhatsApp или Telegram!