Бизнес брокер Владимир Ермолаев. Продажа крупного бизнеса - новости сделок.

Продана агрофирма "Агро-С" в Саратовской области.

Продана агрофирма Агро-С
Известный российский производитель жареных семечек и снеков - компания «Мартин» расшила свои активы в сельском хозяйстве. Юридическое лицо совладельца компании Арутюна Бабояна приобрело хозяйство в Саратовской области, которое способно обрабатывать 12 тыс. га. земли. Данная сделка сделает возможным увеличение обеспеченности подсолнечником специальных сортов.
Агрофирма «Агро-С», которой принадлежит СПК имени Панфилова, расположнное в Саратовской области, в апреле 2023 года перешла под контроль юридического лица совладельца крупного производителя снеков «Мартин» Арутюна Бабояна. Такая информация содержится в сведениях из ЕГРЮЛ.

В 2018 году генеральный директор СПК Владислав Беляев рассказывал в видео на YouTube о том, что хозяйство владеет около 12 тыс. га сельхозземель. По информацтт Росаккредитации, СПК также культимирует пшеницу, кукурузу, сою, подсолнечник. По данным базы «SBIS», ранее владельцем агрофирмы «Агро-С» был Сергей Сурменев — экс топ-менеджер ГК «Букет» и известный широкой общественности как экс-депутат Саратовской городской думы.
Компания «Мартин» приобрела известность в крупный как производитель семечек, кукурузы и иных снеков под одноименным брендом. Кроме того, компания производит напитки, макаронные изделия, соусы, кофе, консервы. Производственные площадки компании находятся в Подмосковье, Краснодарском крае и Воронежской области. По итогам 2022 году выручка ООО «Мартин» выросла на 19,3%, до 14,66 млрд руб. Чистая прибыль составила 609 млн руб.
«Мартин» уже владеет хозяйствами по выращиванию подсолнечника для производства снеков в южных регионах России, такая информация содержится в профиле компании на HeadHunter. Общую площадь собственных сельхозугодий «Мартин» не сообщает. По информациии источников “Газеты Коммерсант” в отрасли, компания может владеть и управлять замельным банком площадью от 50 тыс. до 100 тыс. га.
Таким образом, компания пока не входит в число лидирующих владельцев сельхозземель BEFL, в который входят компании, владеющие и управляющие от 100 тыс. га. Еще один известнный агрохолдинг другого крупного производителя снеков KDV (бренд «Бабкины семечки» и др.) по состоянию на середину 2022 года обрабатывал 338 тыс. га земель, и занимал в рейтинге 13-ю строчку.
Покупка хозяйства с 12 тыс. га в Саратовской области могла обойтись «Мартину» в 480–960 млн руб. исходя из оценки «Совэкона», которая основывается на том, что продажа бизнеса состоялась на основе средней стоимости сельхозземель в регионе 40–80 тыс. руб. за 1 га.
Директор компании «Совэкон» Андрей Сизов объяснгяет, что для производства жареных семечек необходим специальный кондитерский подсолнечник, который отличается крупными семенами и купленное хозяйство может стать прекрасным объектом для культивирования этой культуры. Однако, для быстрого возврата вложений, вероятно, будет необходимо еще более увеличить земельный банк, добавляет он. Наиболее эффективным для такого кластера специалисты указывали показатель 30–50 тыс. га.
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько добавляет, что инвестиции в сельское хозяйство с целью создать источник поставок растениеводческого сырья часто себя не оправдывают, только, если это скоропортящаяся продукция. По его оценке, кондитерский подсолнечник обеспечивает меньшую урожайность, чем масличный, так эта культура достаточно капризная, и обычно на ее посевы отводят 20–25% от севооборота. Но, у кондитерского подсолнечника есть важное преимущество - его стоимость существенно выше масличного — 65 тыс. руб. против 24 тыс. руб. за тонну соответственно, дополняет источник "Газеты Коммерсант" в индустрии.
По информации ритейл-аудита NielsenIQ, по результатам периода апрель 2022 года — апрель 2023 года объем продаж снеков в России уменьшились на 1,6% в физическом измерениии и увеличились на 18,7% в денежном выражении. Наибольшее снижение продаж — на 9,2% в единицах продукции — показали чипсы. Продажи семечек в физическом выражении за этот период уменьшились на 0,7%, а в денежном выражении — выросли на 17,1%. Как сообщали ранее аналитики, потребление в категории снеков может перераспределяться в пользу более доступных по цене продуктов. По информации NielsenIQ, чипсы составляют 41,8% продаж всех снеков в денежном выражении, а семечки — 21,5%.
Источник: газета "Коммерсант", автор - Анатолий Костырев.