Производство ушедшей из России компании Ekaterra - известной как обладателя торговой марки Lipton может быть быть интересно нескольким российским компаниям. Предприятие, способное производить ежегодно до 17 тыс. тонн чая может быть интересно для покупки Объединенной чайной компании, одним из учредителей которой является генерельный директор стадиона «Лужники», а ранее топ-менеджер АвтоВАЗа Александр Пронин. Эта сделка интересна покупателю, так как сделает возможным продолжить поставки в розничные сети чай под востребованными потребителями марками.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже изучает ходатайство ООО «Объединенная чайная компания», в котором компания уведомляет о том, что она готова купить бизнес - предприятие, а также иные активы, которыми владеет Ekaterra в Российской Федерации. Соответствующее уведомление уже опубликовано в базе уведомлений.
Ekaterra — известна в мире как крупный поставщик чая, владеющий такими знаменитыми торговыми марками, как Lipton, PG Tips, Pukka, T2 и Tazo. Прежде компания входила в еще более знаменитый концерн Unilever, однако в 2021 году концерн продал эти активы инвестиционному фонду CVC Capital Partners за €4,6 млрд. На территории России Ekaterra cпециализацией компании было производство и продала чая под брендами Lipton, Saito and Brooke Bond, производственные мощности расположены в Санкт-Петербурге. По данным в городском управлении экономикой, по состоянию на 2020 год фабрика была способна производить до 17 тыс. тонн готовой продукции. Однако, в августе 2022 года по неизвестным причинам (а что, собственно говоря, случилось?) Ekaterra сообщила о том, что хотела бы покинуть рынок России и прекратить производство на территории этой больше не интересной для нее страны.
ООО «Объединенная чайная компания» производит и продает чаи Eastford, Berryford, Kama Sutra, «Зеленый стандарт». Продажа чая собственного производства - это не единственный вид деятельности, кроме того компания осуществляет фасовкой продукции сторонних марок, в частности СТМ крупных розничных сетей. По информации из ЕГРЮЛ, половиой бизнеса владеют Александр Конов, директор Фонда Петра Кончаловского, созданного режиссерами Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским. Кроме того, по 25% владеют Александр и Лариса Пронины. Господин Пронин известен как генеральный директор спорткомплекса «Лужники», а ранее он занимал позицию первого вице-президента АвтоВАЗа и неоднократно был обозначен в СМИ как советник главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
Александр Конов сообщил корреспонденту газеты “Коммерсант”, что компания заинтересована купить чайный бизнес - российское производство Ekaterra, которое он считает возможно самым современным и высоавтоматизированным предприятием по производству чая в России.
Также он отметил, что Объединенная чайная компания активно развивает нгаправление быстрорастущего сегмента рынка — производство чая по контрактам для магазинов самых низких цен, и быть поставщиком таких сетей можно только при наличии высокоэффективного производства. Cумма сделки по продаже активов Ekaterra им не была сообщена.
По данным аналитики «Росчайкофе» величина объема рынка чая в России примерно в 145 тыс. тонн в год. Это означает, что существующее производство Ekaterra способно удовлетворить потребности более, чем 12% рынка. Генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия отметил, что производство Ekaterra безусловно в современном состоянии, но на рынке другие лидеры — компании «Май» (бренды «Майский», Curtis, Richard) и «Орими» (Greenfield, Tess), которые владеют большими мощностями. По сведениям газеты "Коммерсант”, возможно, что информацией поделился бизнес-брокер, организующий сделку, продажа чайного бизнеса целиком маловероятна и в состав сделки могут быть включены только производственные линии Ekaterra, а значит их будет необходимо перенести, настроить и запусить на новом месте, не потеряв при этом характеристики производства в единицу времени. Также по сведениям источника газеты “Коммерсант”, активы могут быть оценены примерно в 740-760 млн руб.
Директор Goverment Relations компании «Май» Давид Акопян cкащал, что увеличение объема рынка в течение 2022 года стало стимулом к увеличению производительности производства и компания смогла совершить выгодную сделку и купила у Ekaterra несколько единиц важного оборудования для производства. Время для роста объема производства внутри России местными локальными игроками он видит весьма удачным. Собеседник газеты “Коммерсант” полагает, что Объединенная чайная компания сможет успешно использовать новые мощности, если заключит договор с крупной сетью на производство продукции под СТМ. Именно продукция по низкой цене востребованна сегодня потребителями, несмотря на уверения правительства, что доходы населения только растут.
Руководитель маркетинговой службы компании «Милфудса» (кофе Poetti) Михаил Глухов сообщил, что компания также намеревается выйтив сегмент чая в России не ранее 2024 года, а сейчас занимаемся планированием ассортимента, исследуя возможность выпуска как пакетированного чай, так и листового. Он полагает, что категории чая и кофе весьма близки, но истически традиции потребления чая в России более устоявшиеся. В соответствии с исследованиями NielsenIQ, по результатам января 2023 года продажи чая в натуральном выражении снизились на 5,6%, а в деньгах — выросли на 12,4% год к году. При этом в последние годы была видна тенденция к повышению доли пакетированного чая и сегодня пакетированный чай занимает уже почти 70% рынка в натуральном выражении.
Источник: газета "Коммерсант", автор - Анатолий Костырев.