Бизнес брокер Владимир Ермолаев. Продажа крупного бизнеса - новости сделок.

Продуктовая сеть "Гроздь" в Саратовской области может быть продана

гроздь сеть, сеть магазинов гроздь, cеть гроздь саратов
Крупнейшие федеральные ритейлеры не останавливают свою экспансию и продолжают совершать сделки по покупке бизнеса локальных конкурентов. Стало известно, что X5 Group вероятно получит права аренды помещений, которые занимает сеть «Гроздь», известная как крупная сеть в городах Поволжья, насчитывающая более, чем 150 супермаркетов.
X5 Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») в ближайшее время может получить в свое распоряжение площади помещений сети «Гроздь», которая развивает сеть супермаркетов в крупных и средних городах Поволжья, так сообщили два источника на рынке, в том числе бизнес-брокер, ведущий сделку. По сведениям одного из источников, обсуждается возможность купить права аренды части помещений, которые сейчас занимает «Гроздь».
Х5 Group — один из двух самых крупных в России ритейлеров по величине годовой выручки. На начало 2023 года ритейлер управлялял почти 22 тыс. магазинов. Объем продаж Х5 Group в 2022 году увеличился до 2,7 трлн руб., чистая прибыль — на 7,8%, до 52,5 млрд руб.
Сеть «Гроздь» начала свою работу в 2002 году в городе Саратове. По данным SBIS, объем продаж ООО «Центр реструктуризации», которое ведет деятельности сети, по итогам 2022 года достиг 8,8 млрд руб., а величина чистой прибыли составила символическую величину на уровне 32,8 млн руб. Правообладателями долей в сети являются на 90% Дмитрий Плотникови, и на 10% — Андрей Белоусов.
По данным «Google Maps», под товарным знаком «Гроздь» функционируют более 150 магазинов, основная часть которых расположена в городах Саратове и Энгельсе. При этом недавнно стало известно, что некоторые магазины сети в Саратовской области будут закрыты.
Если сделка по продаже бизнеса сети "Гроздь" состоится, то X5 Group получит хорошие места для своих магазинов под брендам «Пятерочка» или «Чижик», так видит эту возможную сделку гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Несколько лет назад X5 Group совершила похожую сделку в этом регионе, когда стала владельцем прав аренды помещений сети "Cемейный", на месте которых местные жители вскоре увидели название "Пятерочка".
Интересно, что по итогам 2022 года, который для большинства из нас прошел под знаком, событий начавшихся 24 февраля, X5 Group продемонстрировала самую высокую мотивацию в сфере M&A. Летом 2022 года группа смогла купить бизнес финской сеиь супермаркетов Prisma в Санкт-Петербурге, в ноябре — купить бизнес через покупку контрольных пакетов в сибирских сетях «Слата» и «Красный Яр». Кроме того, в апреле 2023 года X5 Group совершила сделку по покупке бизнеса компании «Тамерлан», владеющей в ЮФО сетями «Покупочка», «ПокупАлко» и «Га-Га».
Однако, в ситуации, когда крупнейшие сети продолжают увеличивать свое присутствие на рынке, многие сети в регионах сталкиваются с необходимостью вынужденного закрытия нерентабельных магазинов и готовы к предложениям продать свой бизнес федеральным сетям, считает господин Бурмистров. По мнению специалиста, локальные сети не могут выдержать ценовую конкуренцию в ситуации, когда потребитили экономят деньги, а на рынке растет присутствие жестких дискаунтеров, таких как "Светофор". Только продажа бизнеса позволяет владельцам местных ритейлеров рассчитывать на достойную компенсацию по сравнению с закрытием бизнеса.
Также надо добавить, что региональные сети больше не видят возможностей для роста своего бизнеса, считает партнер One Story Ольга Сумишевская. По ее оценке, у них остается все меньше ресурсов для вложений, в том числе в современные IT-технологии, поиск новых поставщиков и выстраивание новых схем поставок.
Cпециалиссты компании «Атон» считают, что условия для расширения федеральных сетей будут присутствовать и дальше, и конечно покупка бизнеса местных компаний будет иметь место и дальше. Регионы приоритетного развития у каждого ритейлера свои, посмотрим осмелится ли кто-то выйти в новые российские регионы и открыть магазины в Донецке, Луганске, Мариуполе. Также надо не забывать, что в России существует антимонопольное законодательствои масимальная доля одного ритейлера в одном регионе не должна превышать величину 25%.
Источник: газета "Коммерсант", авторы - Алина Савицкая, Анатолий Костырев.