Вследствие кризиса, обусловленными военными действиями на Украине, известная американская компания - производитель питания Kraft Heinz планирует уменьшить свое присутствие на российском рынке. По сведениям газеты “Коммерсант”, компания выставила на продажу свой бизнес по выпуску детского питания, в состав которого в России входят два предприятия мощностью 30 тыс. тонн продукции в год и местные бренды, стоимость которого оценивается в сумму около 3 млрд руб. Рынок детского питания был под ударов в период пандемии, но сейчас мотивация к покупке такого актива у участников рынка должна быть высокой.
Информацию о том, что Kraft Heinz намеревается продать свой бизнес по производству детского питания в России, сообщил источник “Коммерсант”, располагающий информацией о предложении, что подтвердили источники “Коммерсант” в инвестиционных компаниях и крупных производителях продуктов. По информации “Коммерсант”, к продаже предлагаются завод «Хайнц-Георгиевск» в Ставропольском крае и Ивановский комбинат детского питания суммарной производительносью более 30 тыс. тонн сухих, жидких каш и пюре в год, а также торговые марки «Умница» и «Сами с усами». По итогам 2021 года этими предприятиями было произведено более 13,2 тыс. тонн продукции, а суммарная выручка сегмента увеличилась на 8,4%, до $43 млн (2,4 млрд руб. по курсу ЦБ), Показатель EBITDA составил $2,7 млн (168,4 млн руб.), сообщил источник “Коммерсант”.
Kraft Heinz появился в 2015 году после слияния двух знаменитых компаний Heinz и Kraft Foods, а самым крупным акционером является Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. В число брендов входят такие марки, как Kraft, Heinz, Philadelphia, Maxwell House и др. Выручка в мире в 2021 году — более $26 млрд.
В России, кроме фабрик детского питания, Kraft Heinz также принадлежит предприятие «Петропродукт-Отрадное» в Ленинградской области, которое производит кетчупы, соусы, консервированные продукты. Этот бизнес, который и приносит Kraft Heinz основную долю выручки в России, компания пока оставляет себе и не намеревается выставлять на продажу, сообщают собеседники “Коммерсант”.
По информации одного из источников “Коммерсант”, Kraft Heinz оценивает стоимость российского бизнеса детского питания в сумму в диапазоне 2,5–3 млрд руб.
Инвестиционный банкир Илья Шумов полагает, что заявленная стоимость бизнеса примерно соответствует балансовой стоимости собственного капитала ООО «Хайнц-Георгиевск» и ООО «Ивановский комбинат детского питания». По его мнению, сегодня иностранцы при продаже активов скорее опираются на сумму первоначальных инвестиций, а не финансовые показатели бизнеса. Найти покупателя в числе российских компаний не должно быть сложным, так как из-за инфляционных факторов себестоимость строительства заводов в этой отрасли увеличилась на десятки процентов, говорит господин Шумов.
В числе потенциальных покупателей бизнеса источники “Коммерсант” называют family offices, а кроме того, предложение обсуждалась с ГК «Черноголовка» — крупной российской компанией в сфере производства напитков, снеков, сладостей, которая также располагает собственной линейкой детского питания. Однако, в «Черноголовке» эту информацию не комментируют. Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев также говорит, что у family offices в РФ сейчас сконцентрированы большие объемы средств, которые можно вкладывать в местные активы. Но, по его словам, стратегические инвесторы могут дать более высокую оценку бизнеса Kraft Heinz, так как будут учитывать эффект синергии, а финансовые — будут видеть свою выгоду в том, что купить бизнес недорого, чтобы получить доход при последующей продаже.
Тони Майер, бывший председатель совета директоров «Прогресса», в интервью газете «Ведомости» в 2019 году:
«Категория детского питания весьма перспективна».
В соответствие с отчетами NielsenIQ, по итогам января—июня этого года продажи вязкого и сухого детского питания в офлайн-рознице уменьшились на 14–19% в натуральном выражении, но увеличились на 9,8% в денежном выражении. Онлайн-продажи в натуральном выражении также уменьшились на 7,7–23%, но, в денежном выражении увеличились на 3,8–19,5% по сравнению с периодом первой половиной 2021 года. В списке самых популярных у потребителей брендов - «ФрутоНяня» липецкого «Прогресса», «Агуша» (PepsiCo), «Тема» (Danone). Марка Heinz занимает место в пятерке по продажам в сегменте сухого детского питания, в соответствие с данными NielsenIQ. Как полагает Илья Шумов, рынок детского питания всегда имел повышенную устойчивость в кризисных условиях, хотя он и пережил снижение во время пандемии COVID-19. При этом на некоторые позиции цены на рынке с начала года увеличились на 100–200%, что производители объясняют ростом затрат, но, вероятнее, отмечает эксперт, это всего лишь попытка поддержать на прежнем уровне, а иногда даже увеличить маржинальность бизнеса.
Источник: газета "Коммерсант", авторы - Анатолий Костырев, Дмитрий Козлов.