Бизнес брокер Владимир Ермолаев. Продажа крупного бизнеса - новости сделок.

VK и «Сбер» хотят продать убыточный сервис доставки Delivery Club

Деливери Клаб
IT-корпораций с госучастием продолжают распродажу убыточных активо. VK и «Сбер» предпринимают попытку продать безнадежно убыточный сервис доставки Delivery Club основному конкуренту — «Яндекс.Еде». Возможная схема сделки — совершить обмен активами, например, «Яндекс» может VK свои медиасервисы «Яндекс.Новости» и «Дзен» а взамен получить Delivery Club. Специалисты отрасли выражают опасение, что участники рынка общепита будут вынуждены взаимодействовать с монополистом, который получит возможность увеличить комиссии для партнеров, чтобы наконец выйти на прибыль.

Как возможную схему сделки источники The Bell рисуют схему обмена активами — «Яндексу», который владеет «Яндекс.Еда», получит Delivery Club, и отдаст другой стороне «Яндекс.Новости» и «Дзен». Сделки с новостными онлайн-активами в России приходиться осуществлять с использованием сложных комбинаций, в том числе по причине того, что стороны должны принимать в учет существующие законодательные ограничения для неризидентов - владельцев СМИ и агрегаторов, уточняет сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач.

Сервис Delivery Club начал работу в 2009 году, в 2016 году 100% компании были куплены компанией Mail.ru Group (с 2021 года VK) за огромную по нынешним временам сумму в $100 млн. (10 млрд.руб. по курсу октября 2023 года). По информации компании, к концу 2021 года агрегатор вел деятельность в 350 городах РФ, к сервису подключены более 44 тыс. ресторанов, выручка Delivery Club по итогам 2021 года достигла 16,2 млрд руб., чистый убыток — 6,1 млрд руб. по даннымсистемы SBIS.

ООО «Яндекс.Еда» тоже продолжает приносить убыток головой компании — по результатам 2021 года выручка компании достигла отметки 13,2 млрд руб., чистый убыток составил 4,3 млрд руб., по данным SBIS.

Медиаконсультант Александр Амзин полагает, что «Яндексу» желательно «избавиться от медиарисков», которые влекут за собой эти сервисы, а цель VK — максимизировать контроль над большой аудиторией, используся медиа и социальные сети. Предполагаемый обмен активами вероятно продиктован не бизнес-логикой, предполагает партнер Data Insight Борис Овчинников. А следовательно, полагает он, и условия планируемого обмена могут очень отличаться.

Вероятная стоимость Delivery Club может достичь двух годовых выручек, говорит управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев. Следовательно, стоимость сервиса доставки может достигать 32,4 млрд руб. Прежде источники Forbes оценивали «Дзен» и «Яндекс.Новости» в сумму $1 млрд, ориентируясь на общую капитализацию «Яндекса» в $30 млрд. Но те времена уже позади, по состоянию на 5 июля капитализация «Яндекса» не превышает $6,7 млрд, следовательно стоимость медиаактивов может находится в пределах $200 млн.

Объединение Delivery Club и «Яндекс.Еды» приведет к монополизации рынка доставки в индустрии общепита, говорит господин Овчинников. Если эта сделка будет совершена, продолжает он, «Яндекс» получит возможность существенно повысить рентабельность сервиса за счет повышения величины комисии для ресторанов.

В апреле 2022 года «Яндекс» заключил соглашение по продаже VK сервисов «Яндекс.Новости» и «Дзен». Стороны прежде оговаривали, что сделка еще должна получить одобрение от ФАС. Но представитель ФАС сообщил «Коммерсант», что служба не получала ходатайств об обмене этими активами. Там также добавили, что итоговая позиция ведомства на сделку, в результате которой «Яндекс.Еда» и Delivery Club будут частью одного холдинга, «будет зависеть от конкретных параметров и договоренностей сторон сделки, которые службе будет необходимо оценить с точки зрения критериев соответствия антимонопольному законодательству».

По информации источников The Bell, в 2022 году VK и «Сбер» окончательно потеряли мотивацию к развитию совместного предприятия и находятся в поисках вариант выхода из него и на пути распродажи активов. «О2О Холдинг» был создан в 2019 году, сторонам принадлежит в нем по 45%. В СП входили сервис доставки еды и продуктов Delivery Club, «Кухня на районе» и «Самокат», а кроме того агрегатор такси «Ситимобил» и служба каршеринга «Ситидрайв». В марте акционеры сообщили о закрытии «Ситимобила», а позже продали бизнес владельцу «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф» — холдингу People&People. Одновременно появилась инфоррмация, что VK и «Сбер» рассматривают возможность продажи или закрытия сервиса — «Кухню на районе».

Источник: Коммерсант, авторы: Никита Щуренков, Юрий Литвиненко.